Марьяна (mar_mi) wrote,
Марьяна
mar_mi

Categories:

продолжение о Вятском

Музей печатного дела
Ехала я, собственно, из-за этого музея. В юности немало сил и времени было отдано линогравюре, в училище делала офорт, в институте тоже помучали гравюрой)) Сейчас станок для офорта увидишь разве что в мастерской гравера или в музее (чувствую себя динозавром).

Вначале музей действовал в Петропавловской крепости СПб. Его руководитель - потомственный  график Николай Сердюков не только мастер гравюры, но страстный собиратель всего, что связано с этим процессом. Сохранение исчезающих техник и способов печати стало делом его жизни (почитайте его биографию в википедии, сколько он сделал для Ленинграда - Петербурга и теперь Вятского! неутомимый дед!)))

Символом музея стало изображение ангела, расположенного на шпиле Петропавловского собора Санкт-Петербурга, который починил "небесный кровельщик" вятский крестьянин Пётр Телушкин.



Советую брать экскурсию - пожилая дама подробно расскажет об истории и технологиях печатного дела, и покажет, как работают 16 станков старинного типа.
да да, практически все станки действующие!
(кроме гильотины для бумаги. Нож у нее острый, и руками лучше не трогать)))

В коридорах - многочисленные  работы родителей Сердюкова, в основном 70-е годы 20 века


*узнали, кто изображен на верхней работе?))
Портрет композитора В.И.Мурадели и певца И.Д.Кобзона - Новосельская Н.Н., линогравюра, 1970

Реконструированы не только станки, но и обстановка "Печатни" Ивана Федорова, офортной мастерской голландского офортиста Шонебека, в которой государь Петр I собственноручно создал свой офорт "Торжество православия над магометанством", французской литографии начала 19 века. Т.е. интерьер приближен к времени.
Начнем со средневековой русской печатни.

Центральным экспонатом музея является ручной деревянный печатный пресс Ивана Федорова.

Вот эти "пампушки с ручками" - для нанесения краски на доску.

руки помыть после трудов.

Всего 12 действующих станков. На втором этаже - 3 реконструированных, а на первом - 9 самых настоящих, из которых 2 станка фирмы Краузе, Лейбциг датированы 1880 годом.
Выкуплены и вывезены из закрывающихся типографий СПб и Ярославля.
Пресс, например.





Ручной литографский станок, Франция, 19 век
Художник использует специальный (жирный) "Литографский карандаш",литографскую тушь, кисть и иные инструменты и приспособления. После нанесения рисунка мастер-печатник протравливает поверхность камня на небольшую глубину слабым раствором серной и соляной кислот. Затем камень обрабатывается декстрином и рисунок смывается. После этого валиком на камень наносится типографская краска. Участки камня, обработанные карандашом и тушью слегка «зажириваются» и поэтому принимают краску. Там, где рисунка не было, краска не принимается и камень остаётся чистым. После этого проводится печать на специальном станке-прессе (офортный станок в литографской печати не используется).

камни с изображением для печати линогравюр. На каждый цвет - свой камень. Ну и рисунок состыкуйте, пожалста, чтоб совпал.

с одного камня можно было сделать до 500 оттисков. Изображение также выполнялось в "зеркале".

Ручной офортный станок, Европа, конец 17 века

медная доска для офорта. Всем известный Иван Грозный авторства Васнецова.

Ручной шрифтопечатный станок, Германия, 1919

Ящик для хранения химикатов гравера. Ту же медь травили серной кислотой. Дышать парами небезопасно. Да и краски были не полезны для дыхания.



Ну а для увлечённых и заинтересовавшихся предусмотрена возможность отпечатать памятный экземпляр самостоятельно.
В музее постоянно создают гравюры, офорты, литографии и т.д. Готовые экземпляры можно приобрести (цены начинаются от 150 рублей).

на ощупь прямо выпуклая гравюра, т.к. оттиск на рыхлой бумаге и краска ощущается прикосновением к листу.


Виды Петербурга, конечно же.




печатные детали для каждой краски

а это наборный ящик - с литерами (буквы в зеркальном отображении) для набора текстов. Наборщик должен был четко помнить расположение ячеек, чтобы вслепую набирать текст (иначе не успеет собрать необходимое количество страниц), корректор вычитывал готовый ящик с литерами на предмет ошибок (не оттиск! это слишком дорого, а зеркальный текст из металлических литер.)

тонкая работа гравера

Класс, где проводят занятия и можно самому создать печатный оттиск. Все материалы в наличии)))

Музей еще и школа. На литографских станках печатают литографии современных художников-графиков и учащихся, на офортном станке - копии старинных и современных офортов, на позолотных прессах - графику на дереве, линолеуме и металле, а также выдавливают сувенирную монету “Вятское”.
Все что можно увидеть в “Печатне” придумано и сделано под руководством и непосредственном участии Н.В.Сердюкова, он же является директором музея.
..............................................

Выпив кофе, неспеша отправились к Дому торгового крестьянина Горохова через мостик речки Ухтанка, мимо сельских домиков - застройки 18-19 века.
Многие вятские люди торговали и держали лавку в доме на 1 этаже,а на втором жили. Первый этаж обычно был каменный с большими дверями и маленьким окошком (от воров защита = естественное проветривание). Второй - деревянный, теплый, разделенный на 2 части сенями - гостиная часть и личная хозяйская, где жили и качали малышей.
Дом Горохова - не вымышленный, в нем сохранилось немало из обстановки прежних лет (мебель, светильники, утварь), хозяйка дома сама проводит экскурсии по участку и в доме. А в лавке нальют водочки и дадут закусить соленым вятским огурцом (*жмурюсь. Мы отведали. После чего я купила 3-литровую банку))
Хозяйка в образе.

во дворе под навесами сохранившаяся крестьянская утварь.


и механизмы - борона, плуг. На переднем плане санки "эгоист" на одного))

На территории были еще черная банька и сарай с кирпичной ямой-котлом под засолку огурцов (бассейн, а не котел!). Не фотографировала. Вот фото огуречной ямы с сайта, чтобы представляли объем.


А это в доме.
"кабинет" хозяина - закуток без окна, но со столом и книгами для подсчета прибылей-убытков. Газеты, фотографии, документы - все подлинное.

фото с сайта:


В Вятском было открыто представительство машинок Зингер! (это как сейчас, допустим, Мерседерс откроет тут свой филиал))) - машинка стоила 100 рублей, а корова 10.
Прялка - такой же необходимый атрибут крестьянского дома, ее дарили невесте, в доме была обычно не одна прялка. На стенах - визитная карточка ярославской земли - майоликовые изразцы (современные).

Комната для гостей. Парадная мебель, фикус, стол с ажурной скатертью.




светлое яркое фото с сайта. Обратите внимание на люстру - 19 век, открытая проводка.

Это вторая, хозяйская половина: кровати, печь, семейные фотографии.

Обратите внимание на хозяйскую кровать с картиной в резной спинке.

Все предметы подлинные. В буфете - посуда 19-20 века.



Потоптавшись по дому, спускаемся в лавку на 1 этаже. Полумрак, металлические плиты под ногами (крепкий и вечный пол!), с одной стороны прилавок, с другой - всякий товар.



знакомые упаковки  - внизу ящик из-под табачной фабрики ярославского табачного короля Дунаева (чей особняк с атлантами известен всему городу)

чайные коробки с бумажной этикеткой сохранились с прежних времен. Просто удивительно.

а вот такой эмалированной кружечкой Зингер одаривали покупателя швейной машинки.

и молодец-торговец за прилавком (фото с сайта)


Собственно, на этом культурную часть путешествия мы завершили. И пошли гулять, а потом и пить-есть.
Ресторан, фото с сайта. Далее 3 этажный дом - гостиница.

футуристическая лестница с витражами и металлом.

За гостиницей и рестораном "Вятское" обустроенная территория с беседками, скамейками, всяческими дорожками, есть птичник с павлином (!) и крольчатник (правда, кролики попряталась)) Мы арендовали беседку и чудесно отдохнули (с собой у нас было)))
Территория не закрыта, любой желающий может погулять по дорожкам.

крольчатник с 2 домиками. Может, их уже съели?

ресторан вид сзади, среди ухоженных кустиков. В соседней беседке играл саксофон.

Что бог послал


И котика бог тоже послал, видимо. Скушал тарелку ветчины, закусил кусом сыра (это все я, сердобольная, под стол подкидывала) и даже не муркнул мне в благодарность!
сидел строго и почтенно.
20210821_174231.jpg
думается, надо будет еще раз Вятское посетить, столько неохваченных музеев осталось....
**Говорят, не только в музее Горохова наливают...

сайт села

Tags: Вятское, Ярославль, окультурилась
Subscribe

  • (no subject)

    Прекрасный документальный телесериал. Факты, которые при СССР не озвучивали и не публиковали. "Я упорно откладывал просмотр серии про РСФСР…

  • (no subject)

    энто технический пост. Сюда я буду складывать ссылки на интересующие меня материалы и аналитику по белорусскому инциденту с самолетом наемника…

  • для справки братьям. Как гибнет Россия (тм)

    дополнение от 17 марта: Билет на самолет, на 19 марта 2021 г. Рейс «Белавиа» Минск – Москва – 43 404 рубля (примерно 600…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments

  • (no subject)

    Прекрасный документальный телесериал. Факты, которые при СССР не озвучивали и не публиковали. "Я упорно откладывал просмотр серии про РСФСР…

  • (no subject)

    энто технический пост. Сюда я буду складывать ссылки на интересующие меня материалы и аналитику по белорусскому инциденту с самолетом наемника…

  • для справки братьям. Как гибнет Россия (тм)

    дополнение от 17 марта: Билет на самолет, на 19 марта 2021 г. Рейс «Белавиа» Минск – Москва – 43 404 рубля (примерно 600…